Об обращениях социально уязвимых категории потребителей в первом квартале 2020 года

Одной из основных целей Стратегии государственной политики РФ в области защиты прав потребителей на период до 2030 года, утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1837-р 28.08.2017, является защита интересов потребителей всех слоев населения при обеспечении им равного доступа к товарам и услугам при акцентировании внимания на социально уязвимые группы населения.

За первый квартал 2020 года Управлением Роспотребнадзора по Новгородской области рассмотрено 29 письменных обращений потребителей, которые относятся к социально уязвимой категории (пенсионеры, пожилые, инвалиды и др. категории), что составляет 4% от общего числа рассмотренных. Вместе с тем, количество обращений от данной категории потребителей увеличилось в 2,2 раза по сравнению с аналогичным периодом 2019г. (с 13 до 29). Основными вопросами, послужившими поводами для обращений, явились:

· приобретения товаров ненадлежащего качества;

· отказ со стороны продавца (исполнителя) в возврате денежных средств;

· неудовлетворение требований об устранении недостатков выполненных работ, нарушения сроков исполнения договора;

· навязывание дорогостоящих товаров путем обмана и злоупотребления доверием (приобретение массажных накидок и кресел) и др.

Так в 1 квартале 2020г. на исполнителя услуг ООО «Приоритет ВН», которым были заключены договоры с гражданами на выполнение работ по ремонту жилых помещений (квартир), установку окон на продажу дверей и др., взимались денежные средства, а обязательства не выполнялись, поступило более 10 обращений.

В рамках полномочий Управлением в ходе рассмотрения обращений граждан в отношений ООО «Приоритет-ВН» были составлены протоколы об административных правонарушениях по ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ за включение в договоры условий, ущемляющих права потребителя, установленные законодательством о защите прав потребителей. Так договоры, заключенные ООО «Приоритет-ВН» с гражданами содержали следующие условия :

— о неустойке за просрочку исполнения договора ниже уставленной законом (в договоре по выполнению работ установлена неустойка 0,1% вместо законной 3%, в договоре купли-продажи установлена неустойка 0,1% вместо законной 0,5%),

— не принимать исполнителем от потребителей претензии по качеству товара после приемки товара, что противоречит нормам законодательства в сфере защиты прав потребителей.

Граждане жаловались на качество мебели, сотовых телефонов, одежды и обуви. Не обошли Новгородскую область и продавцы массажных накидок и кресел, устраивающих презентации с бесплатным массажем, вручением призов и подарков. Приглашаются на такие мероприятия, в основном, пенсионеры, которые становятся обладателями товара, стоимостью более 100 тыс.рублей, приобретенного в кредит, без документов, подтверждающих заявленные в ходе презентации цели их использования.

В ходе рассмотрения обращений Управлением проводились проверки по фактам нарушения прав потребителей, разъяснялись нормы законодательства в сфере защиты прав потребителей, подавались от имени Управления исковые заявления в суд в защиту интересов потребителей. Основная доля исковых требований заключалась в расторжении договоров и взыскании неустойки, морального вреда в сфере купли-продажи, бытового подряда.

Дополнительно сообщаем, что Управление вправе оказывать бесплатную юридическую помощь.

В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» бесплатная юридическая помощь оказывается в виде:

1) правового консультирования в устной и письменной форме;

2) составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;

3) представления интересов гражданина в судах в порядке, который установлен настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.

Право на получение всех видов бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи имеют следующие категории граждан:

1) граждане, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже величины прожиточного минимума (далее — малоимущие граждане);

2) инвалиды I и II группы;

3) ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, Герои Труда Российской Федерации;

4) дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей;

5) граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме и др.граждане в соответствии с ФЗ №324.

На основании изложенного инвалиды, ветераны Великой Отечественной войны и другие категории граждан в соответствии с ФЗ №181 от 24.11.1995 г., ФЗ №324 от 21.11.2011 г. могут получить консультации, информацию, иную юридическую помощь, указанную выше, в том числе на дому, по вопросам соблюдения законодательства о защите прав потребителей, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Задать интересующие вопросы можно по телефону Единого консультационного центра Роспотребнадзора 8 800-555 49 43 (звонок бесплатный с номера телефона, зарегистрированного в Российской Федерации).

В Управлении на постоянной основе действует телефон горячей линии: 8 (8162) 971-117, 971-106.

За консультациями по вопросам защиты прав потребителей можно обращаться в Центр по информированию и консультированию потребителей по тел. 8-911-613-90-06, 8-960-207-79-81

Дополнительно информируем, на страницах Государственного информационного ресурса в сфере защиты прав потребителей (http://zpp.rospotrebnadzor.ru) каждый потребитель может ознакомиться с многочисленными памятками, обучающими видеороликами, образцами претензионных и исковых заявлений, с перечнем забракованных товаров. На ресурсе размещена вся информация о судебной практике Роспотребнадзора в сфере защиты прав потребителей.

Опубликовано