П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 08.11.2013 № 576 с. Поддорье О муниципальной программе «Устойчивое развитие сельских территорий в Поддорском муниципальном районе на 2014 — 2020 годы»

Российская Федерация

Новгородская область

 

АДМИНИСТРАЦИЯ ПОДДОРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

08.11.2013  № 576

с. Поддорье

 

 О муниципальной программе «Устойчивое  развитие сельских территорий  в Поддорском муниципальном районе на 2014 — 2020 годы»

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. № 598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 и на период до 2020 года» и в целях повышения эффективности сельскохозяйственного производства и создания условий для его устойчивого развития Администрация муниципального района  ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую муниципальную программу «Устойчивое развитие сельских территорий в Поддорском муниципальном районе  на 2014 — 2020 годы» (далее –Программа).

2. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Главы Администрация муниципального района  Г.В.Сергееву.

3.Постановление вступает в силу с 1 января 2014 года.

4. Постановление №326 от 04.07.2013 «Об утверждении муниципальной целевой программы» Устойчивое развитие сельских территорий в Поддорском муниципальном районе на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» признать утратившим силу.

5. Постановление №441 от 16.09.2013 «О муниципальной программе «Устойчивое развитие сельских территорий в Поддорском муниципальном районе на 2014-2020 годы» признать утратившим силу.

6. Опубликовать постановление в муниципальной газете «Вестник Поддорского муниципального района».

 

 

         

Глава

муниципального района                                                       А.Н. Буленков

 

 


Утверждена

                                                                      постановлением Администрации

                                                                      муниципального района

                                                                      от 08.11.2013  № 576

 

Муниципальная программа

«Устойчивое развитие сельских территорий 

в Поддорском муниципальном районе на 2014- 2020 годы»

 

Паспорт

муниципальной программы Поддорского муниципального района «Устойчивое развитие сельских территорий 

в Поддорском муниципальном районе на 2014 — 2020 годы»

1. Ответственный исполнитель муниципальной  программы: отдел архитектуры и градостроительства Администрации муниципального района (далее – отдел);

2. Соисполнители муниципальной программы:

отдел сельского хозяйства Администрации муниципального района;

администрации сельских поселений муниципального района (по согласованию);

3. Цели, задачи и целевые показатели муниципальной программы:

п/п

Цели, задачи муниципальной программы, наименование и единица измерения целевого показателя

Значения целевого показателя (по годам)

2012 факт

2013 план

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1.

Цель: Повышение уровня и качества жизни сельского населения путем создания комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности

 

1.1.

Задача: Удовлетворение потребностей сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном  жилье
1.1.1. Ввод (приобретение) жилья для граждан, проживающих в сельской местности, всего, тыс. кв. м

 

0,24

0,1

0,08

0,08

0,08

0,08

0,08

0,08

0,08

1.1.2. в том числе:

  обеспечение жильем  молодых семей и молодых специалистов, тыс. кв. м

0,14

0,08

0,08

1.2.

Задача: Сокращение числа семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов

 

1.2.1.

Развитие индивидуального жилищного строительства в сельской местности, тыс.кв.м

 

2,2

1,0

0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3
1.2.2. Сокращение общего числа семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в сельской местности (нарастающим итогом), %

 

6,9

3,7

3,8

4,0

4,2

4,3

    4,5

4,7

5,0

1.2.3. Сокращение числа молодых семей и молодых специалистов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в сельской местности (нарастающим итогом), %

10

11

11

12

12

12

13

13

13

2.

Цель: Создание высокотехнологичных рабочих мест в сельской местности

2.1.

Задача: Концентрация трудовых ресурсов в населенных пунктах, расположенных в сельской местности, в которых осуществляются инвестиционные проекты в сфере агропромышленного комплекса
2.1.1. количество созданных рабочих мест на селе, ед.

3

12

7

7

7

7

7

7

7

3. Цель: Стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе путем создания благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности

 

3.1. Задача: Повышение уровня  обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной   инфраструктуры
3.1.1. Реконструкция плоскостных спортивных сооружений, тыс.кв.м.

10,0

4.

Цель: Активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в реализации общественно значимых проектов

 

4.1.

Задача:  Грантовая поддержка  местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности
4.1.1. Количество реализованных   проектов местных инициатив граждан, проживающих в  сельской местности, получивших  грантовую поддержку, ед.

1

1

1

 

Фактические значения целевых показателей по пунктам 1.1.1, 1.1.2, 1.2.1  указываются в форме 1-СРС Федерального статистического наблюдения, по пунктам  2.1.1, 3.1.1 в ведомственных формах отчетности

4. Сроки реализации муниципальной программы: 2014-2020 годы

5. Объемы и источники финансирования муниципальной программы в целом и по годам реализации (тыс. рублей):

Год

Источник финансирования

Бюджет муници-пального района

Област-ной бюджет

Федераль-ный бюджет

Бюджеты сельских поселений района

Внебюд-жетные средства

Всего

1

2

3

4

5

6

7

2014

5,0

0

0

0

320,0

325,0

2015

5,0

0

0

0

320,0

325,0

2016

5,0

0

0

0

320,0

325,0

2017

5,0

0

0

500,0

320,0

825,0

2018

5,0

0

0

100,0

320,0

425,0

2019

5,0

0

0

100,0

320,0

425,0

2020

5,0

0

0

0

320,0

325,0

Всего

35,0

0

0

700,0

2240,0

2975,0

6. Ожидаемые конечные результаты реализации муниципальной программы:

улучшение жилищных условий 8 сельских семей,  в том числе 2 молодых семей и молодых специалистов путем введения или приобретения в сельской местности 0,66 тыс.кв.м. жилья;

ввод в эксплуатацию 2,1тыс. кв.м жилья, построенного индивидуальными застройщиками;

сокращение общего числа семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в сельской местности на 28 %, в том числе молодых семей и молодых специалистов на 25 %;

привлечение и закрепление в сельской местности молодых специалистов путем обеспечения их жильем;

повышение уровня обустройства населенных пунктов объектами социальной инфраструктуры путем реконструкции  плоскостного спортивного сооружения;

повышение гражданской активности сельских жителей, активизация их участия в решении вопросов местного значения путем поддержки 3 местных инициатив;

повышение общественной значимости развития сельских территорий,  привлекательности для проживания в сельской местности и работы в аграрном секторе экономики.

I. Характеристика текущего состояния сельских территорий Поддорского муниципального района и основные проблемы их развития, приоритеты и цели в указанной сфере

Успешное решение задач по наращиванию экономического потенциала аграрного сектора муниципального района требует осуществления мер по комплексному развитию сельских территорий, повышению уровня и качества жизни сельского населения, преодоления дефицита специалистов и квалифицированных рабочих в сельском хозяйстве и других отраслях экономики села.

Агропромышленный комплекс муниципального района развивается за счет увеличения крестьянских (фермерских) хозяйств. На 01.10.2013 года в муниципальном районе имеется 9 действующих  крестьянских (фермерских) хозяйств.  Заметные инвестиционные вложения  в их развитие  в размере 1,3 миллиона рублей, направленные на приобретение продуктивного скота, техники, ремонт помещений, позволили увеличить поголовье КРС до  42 голов, что составляет 150 % к уровню прошлого года, в том числе коров — 18 голов, что в 2,3 раза  больше   уровня прошлого года, птицы — 43головы, что в три раза  больше   уровня  прошлого года,   154 головы овец, что составляет 155,6 % уровня прошлого года  и 39 голов свиней. Это позволило произвести  молока 63,4 центнера, что в два раза больше уровня прошлого года, яйца – 3,5 тысячи штук, что составляет 166,7 процента к уровню прошлого года. Дополнительно произведено 3,9 тонны меда. Объём инвестиций в отрасль  «Пчеловодство» составил 7,0 миллионов  рублей и в настоящее время действует 320 продуктивных пчелосемей. Открыто дополнительно 7 рабочих мест в агропромышленном комплексе муниципального района.

В 2014 году планируется направить 4  миллиона рублей на развитие животноводства, кормопроизводства, пчеловодства и увеличение предоставления услуг населению по закупу молока, открытие дополнительно 6 рабочих мест.

Основными причинами неудовлетворительного развития отрасли сельского хозяйства в районе являются:

отсутствие обновления основных производственных фондов. За последние 12 лет в АПК не приобреталась новая сельскохозяйственная техника.

неэффективное использование пашни, район располагает 16,5 тыс. гектаров сельскохозяйственных угодий, в т.ч. 9,5 тыс. гектаров пашни, используется только 11,9 %. Осушенные сельскохозяйственные угодья  составляют 4,3 тыс. гектаров, около 70 % мелиоративных систем находятся в  неудовлетворительном состоянии;

дефицит квалифицированных кадров, вызванный низким уровнем качества жизни в сельской местности. На 01.0.2013 года в районе проживает 4397 человек, в т.ч. 56 % трудоспособного возраста. В сельхозорганизациях работает всего 8 человек.

Создание условий для устойчивого развития сельских территорий, ускорение темпов роста объемов сельскохозяйственного производства остается приоритетным направлением аграрной экономической политики района.

Расширение сети образовательных учреждений муниципального района не планируется, так как организован подвоз учащихся  к месту обучения. Ежегодно проводится подготовка образовательных учреждений к началу учебного года. Так, в 2013 году на эти цели направлено 995,0 тыс.рублей: проведен ремонт и установка ограждения по периметру образовательного учреждения в с.Белебелка, частичный капитальный ремонт системы отопления в обраовательном учреждении с.Поддорье, капитальный ремонт электропроводки в детском саду д.Бураково. Образовательные учреждения муниципального района участвуют в следующих областных и муниципальных  программах: «Развитие образования и науки в Новгородской области», «Развитие образования в Поддорском муниципальном районе», «Доступная среда на 2013 год». В последующие годы планируется продолжать работу по укреплению сети образовательных учреждений района.

Расширение сети медицинских  учреждений муниципального района не планируется. В 2013 году на ремонт фельдшерско-акушерских пунктов в д.д.Перегино и Переезд, поликлиники  и здания ЦРБ в с.Поддорье  направлено 642,0 тыс.рублей, для улучшения медицинского обслуживания населения района   приобретено  медицинское оборудования на сумму 632,0 тыс. рублей. В 2013 году также будет приобретена одна машина скорой помощи стоимостью 1 млн. 600 тыс.рублей. Таким образом в здравоохранение района в 2013 году направлено 2 миллиона 874 тыс.рублей.  В 2014 году работа по ремонтам учреждений здравоохранения, приобретению медицинского оборудования и техники будет продолжена.

Развитие сети учреждений культурно — досугового типа не планируется. В 2013 году на содержание учреждений культуры муниципального района направлены средства в сумме 718,2 тыс.рублей, в том числе на текущие ремонты сельских домов культуры в д.д. Нивки, Селеево, с.Масловское, библиотек в деревнях Переезд, с.Белебелка, музыкальной школы в с.Поддорье направлено 610,4 тыс.рублей.  На  приобретение и установку пожарной сигнализации в сельском доме культуры д.Перегино, доме творчества и центральной районной библиотеке с.Поддорье    – 107,8 тыс. В последующие годы работа по укреплению сети учреждений культурно-досугового типа будет продолжена.

В 2012 году на содержание и ремонт дорог общего пользования местного значения муниципального района  израсходовано  658,0 тыс.рублей. В 2013 году на эти цели направлено 548,0 тыс.рублей.

Кроме того, сельскими поселениями района в 2012 году отремонтрованы улицы  и придомовых территорий сельских населенных пунктов  на сумму 1,655 тыс.рублей. В 2013 году на эти цели направлено 2,238 тыс.рублей. В последующие годы работа  по ремонту дорог, улиц и придомовых территорий будет продолжена.

В Поддорском муниципальном районе формирование сбалансированной эффективной экономики будущего, развития высокоразвитого сельского хозяйства во многом зависит от улучшения качественных характеристик трудовых ресурсов в сельской местности, повышение уровня и качества жизни сельского населения, привлечение и закрепление высококвалифицированных кадров для сельскохозяйственной отрасли, повышению гражданской активности сельского населения.

Сокращение и измельчение сельской поселенческой структуры приводит к обезлюдению и запустению сельских территорий, остается низким уровень комфортности проживания в сельской местности, низкая платежеспособность сельского населения не позволяет использовать систему кредитного ипотечного кредитования.

Преобладание в структуре сельского населения пожилых людей, естественная убыль населения, распространение проявлений асоциального поведения ставят под угрозу формирование трудового потенциала, адекватного новым требованиям рыночных экономических преобразований отечественного производственного комплекса, пагубно отражаются на перспективах оздоровления сельской экономики.

Жилищный фонд муниципального  района составляет 125,2 тыс. кв.метров, из них 88,4 процента– это частный жилищный фонд. Основная часть жилищного фонда не имеет коммунальных удобств.

Для обеспечения социально-экономического развития сельских территорий  и создания условий эффективного функционирования агропромышленного производства Правительством Российской Федерации принимаются меры по усилению государственной поддержки социального и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности.

Реализация федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», муниципальной целевой программы «Развитие агропромышленного комплекса Поддорского района на 2013-2020 годы»  создали предпосылки для укрепления производственного и инфраструктурного потенциала села, улучшения жилищных условий и социальной сферы в сельской местности.

За период 2004-2012 годы была обеспечена жильем 21 семья, из них 3 — молодые семьи и молодые специалисты, приобретено (построено) около 1,3 тыс. кв. метров жилья.

В 2013 году будут улучшены жилищные условия  1 семье.

Жилищная застройка на территории муниципального района представлена  только индивидуальными жилыми домами эконом-класса. Ввод индивидуальных жилых домов на селе в 2013 году составит 1000 м.кв. Всего за период действия программы с 2014 по 2020 год планируется ввести в эксплуатацию 2100 м.кв. индивидуального жилого фонда.

В силу допущенного ранее значительного отставания социально-экономического развития сельских территорий, реализация указанных мер была направлена на достижение поставленных в них целей, но сегодня имеется необходимость постановки более обширных, комплексных целей, адресного подхода к решению задач для полного и эффективного использования в общенациональных интересах потенциала сельских территорий, улучшения уровня и качества жизни на селе.

Таким образом, в создавшейся ситуации возникает необходимость программно-целевого подхода для обеспечения концентрации и координации финансовых и организационных ресурсов с целью создания условий для развития сельского хозяйства муниципального района.

Без серьезного увеличения инвестиций в жилищное строительство не удастся повысить качество социальной сферы сельских территорий и обеспечить эффективное функционирование сельскохозяйственного производства.

Программа охватывает реализацию задач развития сельских территорий, что позволит сократить различия в уровне и качестве жизни сельского и городского населения, повысить привлекательность сельской местности для жизни, труда и инвестиций.

Достижение целей Программой будет осуществляться с учетом комплексного планирования  развития сельских территорий в соответствии с документами территориального планирования (схемой территориального планирования муниципального района   и генеральными планами сельских     поселений).

Основными задачами и мероприятиями Программы являются:

1)    Удовлетворение потребностей сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в обеспечении доступным и благоустроенным  жильем.

Повышение доступности улучшения жилищных условий  граждан, молодых семей и молодых специалистов с невысокими личными доходами, постоянно проживающих в сельской местности и работающих в отраслях агропромышленного комплекса предусматривается осуществлять путем:

предоставления социальных выплат за счет средств федерального и областного бюджетов на строительство и приобретение жилья в сельской местности;

использования при строительстве (приобретении) механизмов ипотечного жилищного кредитования и материнского (семейного) капитала;

Данные мероприятия будут способствовать привлечению молодых специалистов в сельскую местность и закреплению их в аграрном секторе экономики, преодолению дефицита специалистов и квалифицированных работников в сельском хозяйстве и других отраслях экономики села, а также сокращению  числа семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий в сельской местности;

2)    грантовая поддержка  местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности.

Данное направление позволит активизировать участие сельского населения в реализации общественно значимых проектов,  мобилизировать собственные материальные, трудовые и финансовые ресурсы граждан, их объединений, общественных организаций, муниципальных образований на цели местного развития.  Реализация данного мероприятия будет направлена на строительство беговых дорожек, лыжни, открытой площадки для зимнего катка в сельских населенных пунктах муниципального  района.

Решение задач, определенных муниципальной программой, является стратегическим направлением деятельности, соответствует приоритетам развития муниципального района, определенных Стратегией социально-экономического развития Поддорского муниципального района Новгородской области до 2030 года, и предполагает улучшение состояния дел в сельском хозяйстве.

II. Основные показатели муниципальной программы и анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков реализации муниципальной программы.

Основные показатели муниципальной программы:

ввод (приобретение) жилья для граждан, проживающих в сельской местности, в том числе для молодых семей и молодых специалистов;

сокращение общего числа семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов;

количество реализованных   проектов местных инициатив граждан, проживающих в  сельской местности, получивших  грантовую поддержку;

количество созданных рабочих мест на селе.

Выполнению поставленных задач  муниципальной программы могут помешать системные риски, являющиеся следствием воздействия негативных факторов и имеющихся в обществе социальных и экономических проблем.

К основным рискам относятся следующие:

макроэкономические риски, в том числе рост цен на энергоресурсы и другие материально-технические средства,  что ограничивает возможности значительной части населения, предприятий и организаций осуществлять планируемые проекты;

законодательные риски, выражающиеся в возможности изменений законодательной базы по регулированию деятельности АПК;

демографические риски, в том числе миграционные, связанные с безработицей;

социальные риски, включающие в себя риски, связанные с оплатой труда в организациях АПК и социальной сферы;

финансово-экономические риски (недостаток внебюджетных источников, изменение ситуации на международном и внутреннем рынках, снижение финансовой устойчивости предприятий и организаций, инвестирующих средства в мероприятия муниципальной программы, изменение процентных ставок по кредитам, изменение государственной политики в сфере поддержки граждан – материнский (семейный) капитал).

Управление рисками реализации муниципальной программы будет осуществляться на основе:

использования мер, предусмотренных Федеральным законом
от 25 июля 2011 года №260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства»;

проведения мониторинга реализации мероприятий муниципальной программы, выработки прогнозов, решений и рекомендаций по реализации мероприятий;

подготовки и представления в департамент сельского хозяйства и продовольствия Новгородской области отчетов о ходе и результатах реализации муниципальной программы, который может содержать предложения по корректировке муниципальной программы.

III. Механизм управления реализацией муниципальной программы.

Мониторинг хода реализации муниципальной программы осуществляет комитет по экономике и управлению муниципальным имуществом Администрации  муниципального района. Результаты мониторинга и оценки выполнения  целевых показателей ежегодно до 15 апреля года, следующего за отчетным, докладываются заместителю Главы администрации муниципального района, председателю комитета по экономике и управлению муниципальным имуществом.

Комитет финансов Администрации муниципального района представляет в комитет по экономике и управлению муниципальным имуществом Администрации  муниципального района информацию, необходимую для проведения мониторинга реализации муниципальных программ в части финансового обеспечения муниципальных программ, в том числе с учетом внесения  изменений в объемы финансирования муниципальных программ.

Отдел совместно с соисполнителями до 20 июля текущего года и до 1 марта года, следующего за отчетным, готовит полугодовой и годовой отчеты о ходе реализации муниципальной программы, обеспечивает их согласование с первым заместителем Главы администрации муниципального района, заместителем Главы администрации муниципального района, осуществляющим координацию деятельности  отдела, и направляет в комитет по экономике и управлению муниципальным имуществом Администрации муниципального района.

К отчету прилагается пояснительная записка. В случае невыполнения  запланированных мероприятий и целевых показателей муниципальной программы в пояснительной записке указываются сведения о причинах невыполнения, а также информация о причинах неполного освоения финансовых средств.

 

 

Приложение к муниципальной программе

«Устойчивое развитие сельских территорий

в Поддорском муниципальном районе

 на 2014-2020 годы»

 

 

Мероприятия муниципальной программы

«Устойчивое развитие сельских территорий в Поддорском муниципальном районе на 2014-2020 годы»

 

№ п/п

Наименование мероприятия

Исполнитель

Срок реализации

Целевой показатель (номер целевого показателя из паспорта муниципаль-

ной программы)

Источник финансирования

Объем финансирования по годам  (тыс.рублей)

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

1.

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

1. Удовлетворение потребностей сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном  жилье
1.1. Оказание консультационной помощи в подготовке и оформлению документов, способствующей своевременному вводу (приобретению) жилья гражданами, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов

 

отдел,

отдел по сельскому хозяйству Администрации муниципального района

администрации сельских поселений муниципального района   (по согласованию)

2014-2020 годы

1.1.1., 1.1.2.

2. Сокращение числа семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов

2.1.

Организация информационной  работы среди организаций социальной сферы о реализации мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов отдел,

отдел по сельскому хозяйству Администрации муниципального района

 

2014-2020 годы

1.2.1., 1.2.2.

бюджет муниципального района

5,0

5,0

5,0

5,0

5,0

5,0

5,0

2.2.

Оказание консультационной помощи для привлечения гражданами, проживающими в сельской местности, в том числе молодыми семьями и молодыми специалистами, собственных и заемных средств для строительства (приобретения) жилья в сельской местности области отдел,

отдел по сельскому хозяйству Администрации муниципального района

администрации сельских поселений муниципального района   (по согласованию)

2014-2020 годы

1.1.1., 1.1.2.

1.2.1., 1.2.2.

внебюджетные источники

320,0

320,0

320,0

320,0

320,0

320,0

320,0

3. Повышение уровня обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной инфраструктуры

3.1.

Реконструкция плоскостных спортивных сооружений отдел,

администрации сельских поселений муниципального района   (по согласованию)

2014-2020 годы

3.1.1

внебюджетные источники

 

400,0

 

 

4. Грантовая поддержка  местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности

4.1.

Подготовка документов для получения грантовой поддержки местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности отдел,

отдел по сельскому хозяйству Администрации муниципального района

администрации сельских поселений муниципального района   (по согласованию)

2014-2020 годы

4.1.1

 

 

 

 

 

 

 

 

4.2.

Получение  грантовой поддержки местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности

Администрации сельских поселений муниципального района   (по согласованию)

2014-2020 годы

4.1.1

внебюджетные источники

100,0

100,0

100,0

 

________________________________________