Стратегия социально-экономического развития Поддорского муниципального района Новгородской области до 2030 года

 

Российская Федерация

Новгородская область

 

ДУМА ПОДДОРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Р Е Ш Е Н И Е

 

от  06.11.2012  № 537

с.Поддорье

 

О Стратегии социально-экономического развития Поддорского муниципального района Новгородской области до 2030 года  

 

Дума Поддорского муниципального района

РЕШИЛА:

1. Принять Стратегию социально- экономического развития Поддорского муниципального района Новгородской области до 2030 года.

2. Опубликовать настоящее решение в муниципальной газете «Вестник Поддорского муниципального района».

 

Первый заместитель Главы

администрации муниципального района                        Е.В. Панина

 

 

Председатель Думы

Поддорского муниципального района                              Г.И. Иванов

 

 

 

 

 

СТРАТЕГИЯ

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ ПОДДОРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

до 2030 года

 

 

 

с.Поддорье Новгородской области

2012 год

 

 

 

Введение

Основной целью разработки и реализации Стратегии социально-экономического развития района до 2030 года (далее Стратегия-2030) является повышение уровня и качества жизни населения района.

Стратегия-2030 направлена на обеспечение реализации на территории района основных положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р, Стратегии долгосрочного социально-экономического  развития  Новгородской области  до 2030 года.

Основополагающими принципами формирования Стратегии-2030 являются:

обеспечение устойчивого социально-экономического развития района;

формирование комплексного подхода к решению демографических, миграционных, социальных и экономических вопросов.

В Стратегии развития Поддорского муниципального района реально оценены социально-экономический потенциал района, его конкурентные преимущества, определены важнейшие приоритеты в решении сложных проблем.

Стратегия призвана увязать сегодняшний и завтрашний дни района, стать программой будущего района  и его жителей, а ее реализация должна способствовать развитию экономики района  и обеспечению достойной жизни для населения.

 

1. Принципы и логика разработки стратегии

При разработке Стратегии социально-экономического развития муниципального района  до 2030 года (далее — Стратегии)  взят принцип соответствия стратегических целей и направлений развития целям и приоритетам Стратегии развития  Новгородской области до 2030 года, и базируется на следующих стратегических и программных документах:

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р,

Стратегия долгосрочного социально-экономического  развития  Новгородской области  до 2030 года.

Стратегией социально-экономического развития Поддорского муниципального района до 2030 года предусмотрены основные стратегические цели:

  • повышения благосостояния и качества жизни населения на территории района;
  • обеспечения устойчивых темпов экономического роста;
  • усиления конкурентных позиций района.

В соответствии со стратегическими целями при разработке Стратегии предусмотрена реализация следующих принципов:

— устойчивость развития (роста экономики района), основанного на сбалансированности экономических, социальных и экологических приоритетов развития;

— ориентация на опережающее развитие секторов, которые могут играть роль точек роста: в связи с необходимостью развитию малого бизнеса в районе, как основы повышения благосостояния граждан, на основе решения проблемы безработицы через механизмы самозанятости населения (личное подсобное хозяйство, крестьянско-фермерские хозяйства и других малых форм бизнеса); исходя из особенности экономико-географического расположения района –  углубленная переработка леса, развитие агропромышленного комплекса,  развитие туризма;

—  обеспечение комплексного или системного подхода;

—  преемственность программных документов: федеральных, областных и районных целевых программ, локальных отраслевых программ.

Администрация района, разрабатывая Стратегию, исходила из того, что успешное решение проблем социально-экономического развития района  и придание устойчивости долгосрочному экономическому росту зависит в первую очередь от решения двух основополагающих задач муниципального управления:

1. Определение стратегической цели и направлений развития муниципального образования;

2. Формулирование плана действий (стратегических мероприятий), осуществляемых администрацией муниципального района и обеспечивающих реализацию поставленных целей.

В данной работе Стратегия рассматривается как трехуровневая система, включающая:

стратегическую цель социально-экономического развития района;

стратегические направления социально-экономического развития района – сформулированные в виде целевых ориентиров и «точек роста»;

стратегические действия – комплексы программных мероприятий и отдельные мероприятия района.

Цель и стратегические направления социально-экономического развития района являются основой для формирования конкретизирующих их комплексных программ и действий по их реализации (отраслевых программ, проектов и мероприятий).

Современное положение дел и тенденции развития отраслей и направлений деятельности района рассмотрены в ходе диагностики, в результате которой сформулированы основные проблемы в их деятельности, осуществлен анализ факторов, препятствующих реализации ими своих потенциальных возможностей.

Результаты анализа ситуации, тенденций, проблем и ограничивающих факторов представлены в формате SWOT-анализа (сильные и слабые стороны, возможности и угрозы), который завершается определением миссии, целей (направлений) и действий (задач) их развития.

Проведенный SWOT — анализ учитывает взаимное влияние отраслей экономики и социальной сферы, а также внешних условий социально-экономического развития, обуславливающих необходимость повышения его вклада в реализацию целей Стратегии. Осуществлена группировка ключевых проблем развития муниципального образования, на решении которых необходимо сконцентрировать усилия в рамках реализации данной Стратегии.

Стратегические направления развития детализированы в виде стратегических мероприятий (действий), обеспечивающих устранение препятствующих факторов, достижение целей социально-экономического развития и реализацию целей развития района.

Механизмы осуществления стратегических действий описаны в составе системы управления реализацией Стратегии. Основным инструментом реализации стратегических мероприятий станет формирование комплексных программ и планов социально-экономического развития района.

Для эффективного управления реализацией Стратегии разработана система мониторинга ее реализации и подготовлены предложения по повышению эффективности системы стратегического управления развитием района.

 

2. Стратегический  анализ социально-экономического

 развития района

2.1. Геополитическое положение и климатические условия.

Поддорский район образован 1 августа 1927 года. Административный центр района – село Поддорье.

Поддорский район располагается в 162 км к югу от Великого Новгорода на реке Редья         и граничит с четырьмя её районами: Волотовским и Старорусским — на севере и северо-востоке,   Маревским —  на  востоке  и  Холмским  районом  на  юге.  На  западе граничит  с  Дедовичским  (на северо-западе)  и  Бежаницким  (на  юго-западе)  районами Псковской области.  Расположен он на тракте Старая Русса — Холм.

Площадь территории муниципального района — 2954 кв. км.

Рельеф района весьма контрастен — от болотисто-равнинного на северо-западе до возвышенно-холмистого на юго-востоке.

По территории района проходит автодорога «Шимск-Старая Русса -Невель», которая обеспечивает выход в Псковскую, Смоленскую области, Республику Беларусь.

На территории муниципального района имеется 3 муниципальных образования: Белебелковское сельское поселение, Поддорское сельское поселение и Селеевское сельское поселение.

Поддорский муниципальный район относится к экологически чистой зоне.

На территории района расположен государственный природный заповедник «Рдейский». Заповедник создан с целью сохранения в естественном состоянии типичных или уникальных для данной зоны природных комплексов, изучения в них естественного течения природных процессов и явлений. Граница заповедника по Поддорскому району проходит по северной окраине лесов граничащих с землями колхоза «Нивки», по реке Редья на юг и по западному берегу озера Рдейское.

Основным природным ресурсом района является лес. Площадь, занятая лесами составляет 240 тыс.гектар или 81 % от общей площади района.

Расчетная лесосека составляет  440,2 тыс. куб. м, в том числе хвойное хозяйство —  67,6 тыс. куб. м.

За последние 5 лет в среднем за год заготовка древесины по району составляла 65 тыс. куб. м, или   14,8 % от расчетной лесосеки.

Также природные ресурсы представлены запасами торфа, песчано-гравийными месторождениями, которые используются в неполной мере.

Климат на территории умеренно континентальный. Погоду формируют различные воздушные массы атлантические, континентальные и арктические. Преобладающее направление ветра — северо-восточное.

Поддорский район — относится к агроклиматической зоне с относительно мягкой и короткой зимой, с продолжительным теплым вегетационным периодом, умеренным количеством осадков (653 мм в год). Зона наилучших агроклиматических условий для выращивания всех сельскохозяйственных культур области.

Район расположен в лесной зоне. Леса преимущественно смешанные и лиственные, но встречаются и хвойные.

Основной тип почвы в районе —  дерново-подзолистые.

Поддорский район  относится к периферийным районам Новгородской области. Район – сельскохозяйственный,  преимущественно слабо освоенный. По удельному весу валового производства области, занимающий далеко не первые места. Район является наименее заселенным в области,  плотность сельского населения значительно ниже средней по области и составляет 1,6 человека на  1 кв. км.

 

2.2. Население и трудовые ресурсы. Демографическая ситуация. Занятость. Рынок труда

Одним из важнейших факторов социально-экономического развития района является демографический и трудовой потенциал, поскольку успех экономического развития во многом определяется ролью человека как главной производительной силы общества, его трудовыми способностями и возможностями их реализации.

В состав территорий сельских поселений входят 155 населенных пункта. Из  них в 65 населенных пунктах проживает от 1-5 жителей.

Население района на 01.01.2012 года составляет 4484 человек.

Средний размер сельского населенного пункта – 29.9  жителя, среди которых преобладают пенсионеры.

В 44 сельских населенных пунктах никто не проживает.

Плотность населения в  Поддорском муниципальном  районе составляет 1,6 чел. на 1 кв.км при  среднеобластном показателе 11,6.

Таблица 1

Динамика численности населения Поддорского муниципального района в 2006-2011 г.г.

Наименование показателей

Ед. изм.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Численность населения всего:

чел.

5323

4972

4890

4813

4709

4631

Абсолютное число родившихся

чел.

43

52

46

51

62

40

Рождаемость на 1000 населения

чел.

8,5

10,5

9,5

10,7

13,3

8,7

Абсолютное число умерших

187

136

141

142

133

114

Смертность на 1000 населения

чел.

37.1

27.6

29.1

29.8

28.5

24,8

Естественный прирост/убыль

-144

-84

-95

-91

-71

-74

Зарегистрировано браков

пар

23

35

34

30

33

33

Зарегистрировано разводов

пар

13

25

19

14

22

17

В Поддорском муниципальном районе, как и в большинстве муниципальных районов Новгородской области за последние годы наблюдается стойкое снижение численности населения. В сравнении с данными 1989 года количество жителей в Поддорском муниципальном районе уменьшилось на 32 %.

Эта негативная тенденция объясняется устойчивым превышением смертности над рождаемостью и неблагоприятной возрастной структурой населения.

Коэффициент смертности населения района в 2011 году составил  24,8  умерших на 1 тысячу человек, коэффициент рождаемости – 8,7 родившихся на 1 тысячу человек. Число умерших  в 2,9 раза превысило количество родившихся.

Возрастная структура населения района отличается высокой долей пенсионеров, которая в настоящее время составляет 32 % от общей численности населения (что выше среднеобластного уровня – 31,8).

Главным последствием демографических процессов в прогнозный период наряду с сокращением численности населения станет его дальнейшее старение. В районе продолжится рост доли населения в возрасте 60 лет и старше.

Структура населения района по полу характеризуется соотношением женщин и мужчин как 53,9% и 46,1%.

В экономике района занято 2228 человек, что составляет 51 % от общего числа населения.

 

Таблица 2

Структура занятости населения Поддорского  муниципального района

Человек

Показатель

2008

2009

2010

2011

Численность трудовых ресурсов

2712

2684

2616

2663

Численность занятых в экономике

1419

1300

1223

814

Учащиеся в трудоспособном возрасте обучающиеся с отрывом от работы

190

181

166

156

Лица в трудоспособном возрасте, не занятые трудовой деятельностью, и работающие за пределами Поддорского муниципального района

1103

1203

1227

1693

 

В 2011 году выехало за пределы района 188 человек (в 2010 году-  98 человек),  (в 2009 году- 59), а прибыло  116  (в 2010 году — 91 человек),  (в 2009 году-46)

2.3. Развитие реального сектора экономики, инфраструктурного сектора

Сельское хозяйство

В  границах Поддорского района из всех земель площадью 295,4 тыс. га земельный фонд сельскохозяйственного назначения составляет 28,2 тыс. га. Из них: сельскохозяйственные угодья – 26,7 тыс. га,, в т.ч. пашня – 10,8 тыс. га

На протяжении последних лет имеются изменения в площадях земель. Изменения в площадях земель, отнесенных к той или иной категории, выявлены в результате проведения работ по установлению черты (границ) населенных пунктов, по материалам инвентаризации земель, проводимой в целях получения достоверных и всеобъемлющих сведений о земле, необходимых для обеспечения эффективного управления земельными ресурсами.

В ближайшие годы процесс изменения категории земель будет продолжен, это будет связано с необходимостью вовлечения неиспользуемых земель (в первую очередь сельскохозяйственных) в хозяйственный оборот (в частности: строительство на них промышленных объектов, жилья и инфраструктуры).

На 1 января 2012 года площадь сельскохозяйственных угодий составила 26,7 тыс. га.

В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации создан фонд перераспределения земель, формирование которого осуществлялось за счет земельных участков сельскохозяйственного назначения, свободных от обременения правами юридических и физических лиц, с целью перераспределения земель для сельскохозяйственного производства.

Площадь земель фонда перераспределения на 1 января 2012 г. составила 12,7 тыс. га. Происходит увеличение площади земель фонда перераспределения в результате перевода невостребованных земель долевой собственности  в фонд перераспределения.

По данным государственной статистической земельной отчетности из всех земель, находящихся в частной собственности, на долю граждан на 1 января 2012 г. приходилось 5,34 % земельного фонда района (15,8 тыс. га), в собственности юридических лиц находилось 0,22 тыс. га, или 0,07 % земель, Доля земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, составила 94,54% или 279,407 тыс. га.

Наибольшая часть земель сельскохозяйственного назначения находилась на 1 января 2012 г. в собственности граждан, это – 15,3 тыс. га, или 54 % земель данной категории; в государственной и муниципальной собственности – 12,9 тыс. га (45%); в собственности юридических лиц – 0,22 тыс. га (1%).

Из всех земель находящихся в частной собственности, на долю земель сельскохозяйственного назначения приходилось 98,11 % или 15,4 тыс. га.

Земельные участки  отнесенные к категории земель сельскохозяйственного назначения, находятся в собственности граждан, состоят из земельных долей – 12,25 тыс. га, в том числе, невостребованных – 9,2 тыс. га, собственники которых в установленный срок не получили свидетельства, либо получив их, не воспользовались своими правами по распоряжению.

Площадь земель населенных пунктов в отчетном году составила 1,4 тыс. га, из них в собственности граждан находилось 0,5 тыс. га, юридических лиц -1,6 тыс. га. В государственной и муниципальной собственности находилось 0,86 тыс. га.

За 2012 год площадь земель данной категории, находящихся в государственной и муниципальной собственности, увеличилась на 0,3 тыс. га за счет перевода  земель сельскохозяйственного назначения.

Сельское хозяйство Поддорского муниципального находится в сложных условиях. На определенные природные ограничения (недостаток тепла, переувлажненность, местами заболоченность, мелкоконтурность, низкое плодородие почв) наложились сильные потери сельского населения в ХХ веке, вызвавшие ухудшение качества трудовых ресурсов и их продолжающийся отток в города. Это во многом способствовало постепенному развитию кризиса сельского хозяйства. Мероприятия по выходу из кризиса с 1999 года не стали эффективными, сокращение поголовья скота пока не остановлено. Рост посевных площадей незначителен.

В районе  переработка сельскохозяйственной продукции выражено переработкой молока и производством масла и спредов ЗАО «Поддорский маслодельный завод» с численностью работающих – 61 чел.  объем валовой продукции составляет 192,0 млн.руб.

Реализация долгосрочной стратегии социально-экономического развития Поддорского муниципального района приведет к формированию устойчивых темпов развития сельского хозяйства, а его уровень развития будет не ниже средне областного уровня. Район будут иметь реальный приток инвестиций.

У основной части населения Поддорского муниципального района значительно будут сокращены масштабы бедности и степень дифференциации населения по уровню денежных доходов.

Поддорский район будет иметь позитивный инвестиционный имидж в развитии АПК.

Стратегическая цель долгосрочного социально-экономического развития Поддорского муниципального  района являются:

– развитие человеческого потенциала и создание благоприятных условий для жизни населения

–устойчивые темпы роста сельскохозяйственного производства  на основе повышения его эффективности и опережающего развития инновационных производств

Ключевыми показателями достижения генеральной стратегической цели являются показатели, характеризующие повышение благосостояния (материального уровня жизни) населения Поддорского муниципального  района.

Сельскохозяйственным производством в районе занимаются 3 коллективных, 15 крестьянских (фермерских) хозяйств и 1946 личных подсобных хозяйств.

В 2012 году задействовано в обороте 2210,7 га сельскохозяйственных угодий, что на 54,0 га больше чем в 2011 году, в том числе использование пашни в 2012г 11,9 %, что на 0,5 % больше 2011 года.

По состоянию на 01.01.2012 года в хозяйствах всех категорий поголовье к.р.с. составило 657 голова, что составляет 99,5 % к уровню 2010 года, в том числе поголовье коров 383 (86,8 %), свиней 392 голов (103,7%), овец и коз 895 (127,5 %), пчелосемей 499 (101,4%). В сельскохозяйственных организациях на 01.01 2012 года поголовье к.р.с. составило 84 голов, или 65,4 % , в том числе коров  60 голов (75 %)

По состоянию на 01.01.2012 всеми категориями хозяйств произведено скота и птицы на убой в живом весе 295,8 тонны или 128,1 % к уровню 2011 года, в том числе в сельскохозяйственных организациях 8,6 тонн или  66,2% к уровню прошлого года.

За 2011 год всеми категориями хозяйств произведено молока 1854,3 тонны, что составляет 100,9 % уровня прошлого года, в том числе в сельскохозяйственных организациях 164,5 тонн (96,3 %).

За 2011 год в среднем по району в сельскохозяйственных организациях надой молока на 1 фуражную корову составил 2742 кг (103,4 % прошлого года)

От личных подсобных хозяйств заготовительными организациями на 01.01.2012 года закуплено 167,7 тонн молока. Наилучших показателей по продаже молока добилось личное подсобное хозяйство Платоновой Надежды Ивановны. Продано 61 тонна молока, в том числе на ЗАО «Поддорский маслодельный завод» 60 тонн.

За 2011 год в хозяйствах всех категорий валовой сбор картофеля составил 2350 тонн, овощей 869,0 тонн. В сельскохозяйственных и крестьянско-фермерских хозяйствах сбор картофеля составил 139 тонн.

На 01 января 2012 года в районе заготовлено 18,7 ц кормовых единиц на условную голову, что на 0,2 ц. к.ед. больше, чем в прошлом году.

В рамках областной целевой программы «Развитие потребительской кооперации в Новгородской области на 2009 – 2013 годы» по состоянию на  01 января 2012 года в районе поставлено на откорм 522 голов сельскохозяйственных животных, что в 1,6 раза больше уровня прошлого года.

В отрасли сельское хозяйство продолжается процесс физического и морального старения сельскохозяйственной техники, сохраняется дефицит исправных тракторов и комбайнов. В личных подсобных хозяйствах наблюдается тенденция снижения поголовья  коров в связи со старением населения района, уменьшением численности населения района, отсутствием средств на приобретение коров, низкие закупочные цены.

Сельское хозяйство  для сельских населенных пунктов района является  единственным видом производственной деятельности и источником заработка для населения.

Промышленность.

Промышленность в районе представлена 5 предприятиями, относятся к малым предприятиям.

Промышленные предприятия района осуществляют переработку молочной пppродукции, древесины, выпускают полиграфическую продукцию, занимаются выпечкой хлебобулочных изделий. В структуре промышленной продукции  переработка молочной продукции составляет  около 90%.

Район располагает ресурсом с объемом ежегодной заготовки древесины  440,2  тыс. кубометров. В 2011 году фактически освоено 43,7 тыс.куб.метров, что составляет  9,9 % от расчетной лесосеки.

Это недоступность лесов ввиду отсутствия лесных дорог и благоприятных зим для заготовки древесины;

низкая доля хвойной древесины 12%;

лиственной древесины 88% от спелых лесов;

отсутствие спроса на низкосортную (лиственную) древесину;

отдаленность от железной дороги.

 

2.4.Бюджет муниципального района

Администрацией района на постоянной основе осуществляется ряд комплексных мер по обеспечению устойчивого социально экономического развития района.

Деятельность администрации направлена на увеличение наполняемости доходной части бюджета, усиление контроля за эффективным расходованием бюджетных средств, совершенствование бюджетной системы.

В 2011 году консолидированный бюджет района был исполнен с профицитом в размере 1242,6 тыс. рублей. Годовой план по доходам исполнен на 99,4 процента, по расходам — на 97,5 процента. К уровню 2010 года налоговые и неналоговые доходы выросли на 6,2 процента и составили 1934,8 тыс. рублей. Безвозмездные поступления из областного бюджета в 2011 году составили 120 005,9 тыс. рублей.

По сравнению с 2005 годом доходы бюджета выросли в 2,7 раза, расходы — в 2,7 раза. Объем безвозмездных перечислений из областного бюджета за этот период увеличился в 2,5 раза.

 

Исполнение консолидированного бюджета района представлено в таблице:

 

(тыс. рублей)

2005 год

2006 год

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

Консолидированный бюджет
Дtd valign=»top» width=»72″td valign=»top» width=»68″ 1103оходы

62561,6

79 752,0

65160,7

123783,8

123888,9

164072,7

168 567,7

Расходы

62558,4

80 260,0

60815,6

120326,4

126224,5

162644,4

167 325,1

Профицит дефицит(-)

3,2

-508,0

4345,1

3 457,4

-2335,6

1428,3

1242,6

Бюджет муниципального района
Доходы  62561,6

79 752,0

64089,5

121810,0

121771,3

144577,8

148022,5

Расходы  62558,4

80 260,0

60459,2

118885,9

124844,3

144091,1

148477,3

Профицит дефицит(-)

3,2

-508,0

3630,3

2 924,1

-3073

486,7

-454,8

Бюджеты поселений
Доходы

 0

0,0

7845,5

14 682,6

18426,4

19494,9

20545,2

Расходы

 0

0,0

7130,4

14 149,3

17 689,0

18553,3

18847,8

Профицит дефицит(-)

0

0,0

715,1

533,3

737,4

941,6

1697,4

В 2005 — 2011 годах основными источниками доходов консолидированного бюджета района был налог на доходы физических лиц. Его совокупный удельный вес в 2011 году составил  79,1 процент, в 2010 году составил 81,1 процент, в 2009 году – 79,7 процентов, в 2008 году – 86,2 процента, в 2007 году – 72,3 процентов и в 2005 году – 72,1 процент. Безвозмездные поступления с областного уровня осуществлялись в виде дотаций, субвенций, субсидий. Доля всех безвозмездных поступлений в общем объеме доходов консолидированного бюджета в 2011 году составила 71,2 процентов, что ниже уровня 2010 года на 1,4 процента.

Расходы социальной направленности составляют более половины всех расходов консолидированного бюджета района.

Формирование бюджета муниципального района  характеризовалось высокой долей безвозмездных поступлений. От всех доходов они составляли в 2011 году 81,5 процента,  2010 году – 81,4 процента, в 2009 году – 82,1 процент, в 2008 году – 85,0 процентов.

В 2011 году по сравнению с 2010 годом доходы бюджета муниципального района  выросли на 2,4 процентов, налоговые и неналоговые доходы снизились — на 6,9 процентов, безвозмездные поступления — на 4,7 процента. Основу поступлений составлял налог на доходы физических лиц, объем которого снизился на 8,1 процента. Наибольшая часть расходов бюджета муниципального района в 2011 году была направлена на поддержку образования (35,2 процента) и социальной политики (12,2 процента).

В 2011 году по сравнению с 2010 годом доходы бюджетов поселений  выросли на 5,4 процента, налоговые и неналоговые доходы – на 1,0 процент, безвозмездные поступления снизились на 6,8 процент. Основу поступлений составлял налог на доходы физических лиц, объем которого снизился на 8,1 процент. Наибольшая часть расходов бюджета муниципального района в 2011 году была направлена на поддержку  жилищно-коммунального хозяйства (43,2 процента).

Кредиторская задолженность за бюджетными организациями района на 01.01.2010 года составляла 65,7 тыс. рублей, на 01.01 2012 года кредиторской задолженности  не имелось.

Объем задолженности по кредитам и займам незначительно вырос на  3,9 процента: на 01.01.2012  он составил 2732,0 тыс. рублей, на 1.01.2011 года — 3055,9 тыс. рублей, на 01.01.2010 г.-2941,0 тыс. рублей.

 

2.5. Развитие малого бизнеса

Количество малых предприятий в целом по району
на 01.01.2012 года —   16 единиц.

Численность работающих:

На 1 января 2012 года всего на малых предприятиях было 147  занято  человек.

На 1 января 2012 года численность индивидуальных предпринимателей, прошедших государственную регистрацию, составляет  51 человек.

Объем оборота  малых предприятий на 01.01.2012 года  составил 378,2 млн. рублей.

 

В целях повышения эффективности работы малых и средних предприятий, субъектов малого и среднего бизнеса создан координационный Совет по поддержке малого и среднего предпринимательства при Главе района; сформирована необходимая нормативная правовая база для реализации мероприятий поддержки; начинающим предпринимателям  оказывается грантовая поддержка; предоставляется субсидия на компенсацию части затрат, связанных с приобретением основных средств.

 

2.6. Инфраструктурная обеспеченность

 

Электроснабжение.

Электроснабжение потребителей района осуществляется по электрическим сетям филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго».  

Для повышения надежности электроснабжения потребителей района необходимо выполнить реконструкцию ВЛ-0,4 кВ в населенном пункте Белебелка и заменить КТП-250 кВ в населенном пункте Селеево.

 

Теплоснабжение

Теплоснабжение потребителей района обеспечивается котельными ООО «МП»Новжилкоммунсервис» и муниципальными котельными.

Суммарная мощность котельных составляет 7,7  Гкал/час.

Основные проблемы теплового хозяйства района, в связи с которыми теплоснабжение находится в критической ситуации:

ü моральный и физический износ оборудования и теплопроводов;

ü потери тепла из-за изношенности теплотрасс;

ü низкий коэффициент полезного действия котельных.

 

 

2.7.Социальная инфраструктура

Образование.

В  районе функционируют  6 образовательных учреждений, из них две средние общеобразовательные школы (в с. Поддорье и с. Белебёлка), два образовательных учреждения типа «начальная школа-детский сад» (д.Селеево, д.Нивки) и два дошкольных образовательных учреждения (в с. Поддорье и в д. Бураково).

Дошкольные образовательные услуги оказывают 5 образовательных учреждений (2 ДОУ, два образовательных учреждения типа «начальная школа-детский сад» и дошкольная группа при средней школе с. Белебёлка). Численность дошкольников, получающих дошкольные образовательные услуги в 2011 году составила 180 детей.

В 2011 году численность учащихся школ составила   397 человек.

На территории муниципального района организован подвоз учащихся школьными автобусами. Для подвоза используется 7 транспортных средств, всего подвозится 109 учащихся и 6 воспитанников.

Все школы подключены к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Это способствует активному внедрению информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс.

Все школы обеспечены водоснабжением и водоотведением, оплата за потребленные энергоресурсы производится по приборам учета.

Базовой школе – МАОУСОШ с. Поддорье необходим ремонт водопровода и канализации, а также замена электропроводки в подвальных помещениях.

В целях выполнения требований к санитарно-бытовым условиям и охране здоровья обучающихся, необходимо провести текущий ремонт во всех образовательных учреждениях.

Все образовательные учреждения оказывают дополнительные образовательные услуги.

 

Здравоохранение. 

В Поддорском  муниципальном районе функционировало на 01.01.2011  муниципальное учреждение здравоохранения «Поддорская центральная районная больница», имеющая в своем составе стационар на 25 коек круглосуточного пребывания и 10 коек дневного стационара, поликлинику, центр общей врачебной (семейной) практики с.Белебелка, 7 фельдшерско-аукшерских пунктов.

Приоритетными направлениями политики по охране здоровья населения Поддорского района являются:

  1. Формирование единой государственной политики сохранения здоровья населения и повышение ответственности всех и каждого гражданина за ее реализацию.
  2. Сохранение основ государственной (бесплатной) системы здравоохранения, соблюдение конституционных прав граждан на охрану здоровья.
  3. Внедрение механизмов программно-целевого планирования, управления и финансирования здравоохранения.
  4. Приоритет профилактической направленности в деятельности системы здравоохранения.
  5. Обеспечение качества и доступности медицинской помощи и лекарственного обеспечения.

Практическими  действиями,   способствующими  развитию   системы здравоохранения в Поддорском районе, являются:

  • модернизация материально-технической базы, строительство, ремонт и техническое переоснащение лечебных учреждений.
  • информатизация здравоохранения, в том числе: электронная запись на прием к врачу, внедрение телемедицинских технологий;
  • целевая подготовка врачей и среднего медицинского персонала, повышение заработной платы и решение социальных вопросов для закрепления медицинских кадров, особенно в сельской местности;
  • развитие медико-генетической службы, в том числе неонатального скрининга на наследственные заболевания и других направлений пренатальной диагностики, внедрение новых организационных технологий в оказании медицинской помощи матерям и детям;

реализация мероприятий по обеспечению приоритета профилактической направленности деятельности системы здравоохранения,      включая      вакцинацию      и      эффективную диспансеризацию населения, развитие первичной медико-санитарной помощи, в том числе семейной медицины, как основы по оказанию первичной медико-санитарной помощи;

• оптимизация системы медицинской помощи: в амбулаторном секторе — на основе развития стационарозамещающих технологий и таких форм обслуживания, как дневной стационар, стационар на дому.

Культурная сфера, физическая культура и спорт.

В настоящее время в  Поддорском муниципальном районе работают 25 учреждений культуры, в том числе: 10  библиотек, 14 культурно-досуговых учреждений, Поддорская музыкальная школа.

В связи с негативной демографической тенденцией за последние 10 лет число учреждений культурно-досугового типа и библиотек сократилось на  10 %.

Количество учреждений культурно-досугового типа в районе соответствует 100% от установленного социального норматива, количество библиотек – 100 %.

Объем книжного фонда в расчете на 1 тыс. населения постепенно снижается из-за недостаточного финансирования мероприятий по комплектованию фондов, что является одной из причин уменьшения числа пользователей. Темпы компьютеризации библиотек и обновляемости книжного фонда не отвечают требованиям времени.

Состояние материально-технической базы муниципальных учреждений культуры в большинстве своем не соответствует нормативным требованиям ресурсного обеспечения.

Из 25  учреждений культуры (сетевых единиц) 12 учреждений культуры нуждаются в проведении ремонтов , в том числе  — 3 в капитальных ремонтах. Необходимо строительство  центральной районной библиотеки, т.к. настоящее здание не типовое и не имеет читального зала.

Состояние учреждений культуры оказывает непосредственное влияние на формирование культурных предпочтений граждан, особенно детей и молодежи. Отсутствие комфорта в учреждениях культуры  негативно влияет на показатели посещаемости учреждений, вносит дезорганизацию в досуговый процесс, создает условия для правонарушений со стороны подрастающего поколения.

Обеспечение мер пожарной безопасности является еще одной серьезной проблемой  в сфере культуры.

На сегодняшний день автоматическую пожарную сигнализацию требуется установить в 15 учреждениях  культуры. Необходимо провести аттестацию рабочих мест во всех учреждениях культуры.

 

2.8.  Уровень жизни населения, качество

услуг в социальной сфере

 

Один из важнейших показателей уровня жизни населения – доходы населения.

В 2011 году среднемесячная заработная плата по крупным и средним предприятиям и организациям  по району составила 13775,9 рублей, что выше показателя предыдущего года на 6,8 %.

Величина среднедушевого денежного дохода населения в 2011 году составила 7147,64 рублей, что  на 12 % больше, чем в предыдущем году.

Доходы выше прожиточного минимума имели в 2011 году  23,2 % населения района.

Денежные доходы и сбережения населения района  в 2011 году, по предварительной оценке, составили  384,6 млн.  рублей и были выше уровня предыдущего года на 11 %.

В 2011 году основную часть полученных доходов население израсходовало на покупку товаров и оплату услуг, а также обязательных платежей, в целом эта сумма составила 178,5 млн. рублей.

Жилищный фонд  района за 2011 год составил 125,2  тыс. кв.м. общей площади.

Средняя жилищная обеспеченность по району составила 27 кв.м общей площади на одного человека. Данный показатель находится на уровне среднеобластного показателя.

В настоящее время ветхий и аварийный фонд района составляет 0,6 %  всего жилого фонда района.

Уровень благоустройства жилищного фонда района низкий

Торговля и платные услуги.

Торговое обслуживание населения района осуществляют 49 магазинов. Отдаленные малонаселенные деревни,  не имеющие стационарных  торговых точек, обслуживаются автомагазинами.

         За 2011 год оборот розничной торговли по району составил 178,5 млн. рублей, что в сопоставимых ценах составляет 100,1 % уровня прошлого года.    В расчете на душу населения розничный товарооборот составил 38,9 тыс. руб., за соответствующий период прошлого года – 35,4 тыс. руб. Рост товарооборота на душу населения составил 101,7 %.

Удельный вес товарооборота района в общем товарообороте области составляет 0,3 %.

Товарооборот общественного питания за 2012 год составил 8,5 млн.руб, что составляет 98,8 % уровня прошлого года.

Товарооборот общественного питания на душу населения 1,8 тыс рублей, сто составляет 100 % к уровню прошлого года.

Бытовое обслуживание населения.

Бытовые услуги населению, как часть платных услуг, призваны создать ему комфортные условия проживания, за счет рационализации домашнего труда и сокращения затрат времени на эти цели.

Жителям района оказывается    следующие виды бытовых услуг: парикмахерские, ремонт и техническое обслуживание автотранспортных средств, ремонт бытовой техники, услуги бань и ритуальные услуги.

Имеется востребованность со стороны населения на оказание услуг по ремонту сложно бытовой техники.

 

2.9. Состояние природной среды

Экологическая обстановка в районе достаточно благоприятна, в районе нет крупных промышленных предприятий, уровень загрязнения воздуха и водоемов не превышает допустимый.

На территории района существует полигон твердых бытовых отходов.

Планируется проведение комплекса мероприятий, направленных на:    сокращение негативного техногенного воздействия на окружающую среду;

упорядочение   сбора, хранения и   утилизации              отходов        производства                                     и потребления;

сохранения чистоты водных объектов.

В целях сохранения биологических ресурсов района планируется:

проведение инвентаризаций всех особо охраняемых природных территорий района и подтверждения их статуса;

организация   мероприятий   по   обследованию  земельных   участков  с  целью выявления мест локализации зарослей борщевика Сосновского и борьбы с ним;

информирования населения об угрозе распространения на территории района борщевика Сосновского;

проведение    в   образовательных   учреждениях      и      учреждениях культуры конкурсов, викторин, акций посвященных            охране    природы для формирования экологической культуры подрастающего поколения;

информирование населения в средствах массовой информации о проводимых мероприятиях и состоянии природоохранной деятельности.

 

3.  Анализ   и   оценка   сравнительных   достоинств   и   слабых   сторон хозяйственного комплекса района   (на основе SWOT — анализа)

 

3.1. Внешние и внутренние факторы

Для более четкого и системного представления о процессе развития муниципального образования следует выделить основные факторы, оказывающие влияние на его развитие. Целесообразно разделить эти факторы на внутренние и внешние.

Таблица

Внутренние и внешние факторы, оказывающие влияние

на развитие муниципального образования

«Поддорский муниципальный район»

 

Внутренние факторы

Внешние факторы

1. Политика органов местного самоуправления муниципального образования 1. Федеральное и региональное законодательство влияющие на жизнедеятельность и перспективы развития муниципального образования
2. Функционирование общественных организаций муниципального образования 2. Элементы федеральной и региональной политики
3. Деловая активность в муниципальном образовании 3. Ценовая и тарифная политика естественных монополий
4. Наличие невостребованных земельных ресурсов. 4. Диспаритет цен на готовую сельскохозяйственную продукцию
5. Наличие сырьевой базы в муниципальном образовании 5. Государственная поддержка развития отдельных секторов экономики и социальной сферы
6. Состояние и уровень развития социальной инфраструктуры муниципального образования 6.Потенциальная заинтересованность инвесторов
8. Уровень духовного, интеллектуального и культурного развития населения муниципального образования 8. Межбюджетные отношения
9. Стратегическая и территориальная значимость муниципального образования 9. Востребованность ресурсов

 

 

3.2. SWOT-анализ социально-экономического развития муниципального образования «Поддорский муниципальный район»

На основе оценки исходной социально-экономической ситуации муниципального образования для обеспечения всестороннего учета местной специфики, анализа внутренних и внешних факторов, определяющих развитие муниципального образования, определения конкурентных преимуществ и проблем, тормозящих прогрессивное движение, негативных моментов и тенденций, проведен SWOT-анализ социально-экономического развития муниципального образования «Поддорский муниципальный район».

 

3.2.1. Уникальность, конкурентные преимущества и ключевые проблемы муниципального образования

Для выявления основных проблем препятствующих социально-экономическому развитию был проведён анализ сильных, слабых сторон, возможностей и угроз  Поддорского муниципального района.

SWOT — анализ  является эффективным инструментом стратегического планирования, его результаты используются  при разработке концепции социально – экономического развития муниципального образования.

Выявление сильных и слабых сторон  Поддорского муниципального района, определение благоприятных возможностей, а также потенциальных опасностей и угроз, позволяют определить основные направления развития и сформулировать стратегические цели развития района. Разрабатываемая стратегия должна делать акценты на сильных сторонах территории и учитывать открывающиеся возможности. Слабые стороны указывают на факторы, действие которых должно быть нейтрализовано, или которые требуют принятия срочных мер. Для противодействия угрозам могут быть разработаны специальные мероприятия или программы стратегического развития Поддорского муниципального района. Угрозы представляют собой актуальные или потенциальные опасности экономической или социальной сфер района.

 

Таблица

Уникальность, конкурентные преимущества и ключевые проблемы

муниципального образования «Поддорский  муниципальный район»

 

Сферы

Уникальность, конкурентные преимущества

Ключевые проблемы

1. Ресурсный потенциал

1.1. Географическое положение
  • Расположение района на границе с Холмским, Старорусским, Волотовским, Маревским районами
  • Прохождение по территории района автодороги «Шимск-Старая Русса-Невель»

 

  • Неудовлетворительное состояние местных и региональных автодорог
1.2. Природно-ресурсный потенциал
  • Наличие месторождений сырья для производства строительных материалов (глина, песок, торф).
  • Наличие запасов пресной воды
  • Наличие водных объектов.
  • Наличие свободных территорий для расширения хозяйственной деятельности.
  • Нахождение на территории района природного заповедника «Рдейский»
  • Недостаточно эффективное использование полезных ископаемых, водных и земельных ресурсов.
  • Неполное освоение лесных ресурсов
  • Высокая глубина залегания запасов пресных вод.

2. Качество жизни населения

2.1. Демография
  • Увеличение в дальнейшем численности населения за счет миграционного прироста, роста уровня рождаемости.
  • Снижение уровня детской смертности.

 

  • Сокращение численности сельского населения.
  • Высокий уровень смертности населения.
  • Превышение смертности над рождаемостью.
  • Высокий удельный вес населения пенсионного возраста.
2.2. Уровень жизни населения. Заработная плата
  • Рост номинальной заработной платы.
  • Рост уровня покупательной способности населения.
  • Отставание уровня средней заработной платы от среднеобластного показателя и отток  в г.Великий Новгород
  • Высокий уровень межотраслевой дифференциации среднемесячной номинальной заработной платы.
  • Низкий уровень заработной платы в бюджетной сфере.
2.3. Социальная защита населения
  • Высокая эффективность работы органов социальной защиты населения.
  • Активная деятельность районного общества инвалидов
  • Наличие межведомственных рабочих групп по работе с семьями попавшими в трудную жизненную ситуацию.
  • Значительная доля пенсионеров, малообеспеченных граждан и семей в общей численности населения района.
  • Недостаточно разработана система адресной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
  • Проблема выделения денежных средств на ремонт жилья детей-сирот.
2.4.Жилищно-коммунальная сфера и благоустройство
  • Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса

 

  • Отсутствие перспектив газификации района
  • Рост стоимости услуг ЖКХ.
  • Отсутствие квалифицированных специалистов для ЖКХ.
  • Значительный износ коммуникаций (теплотрасс, канализации, водопроводов, электрических сетей).
  • Низкая эффективность работы коммунального хозяйства.
  •  Слабое внедрение энерго и ресурсосберегающих технологий.
  • Высокая степень износа части жилого фонда.
  • Недостаток средств для проведения капитального ремонта жилого фонда, расселение аварийного

 

2.5. Строительство жилья
  • Наличие территорий, пригодных для жилищной застройки.

 

  • Недостаточное развитие инженерной инфраструктуры для строительства жилья.
  • Высокая стоимость строительных материалов
2.6.Здравоохране-ние
  • Наличие и реализация целевых программ, направленных на снижение заболеваемости.
  • Достаточно развитая сеть лечебных учреждений на селе.

 

  • Дефицит ква3,2/trлифицированных врачебных кадров, особенно  фельдшеров в сельской местности

 

2.7. Образование
  • Высокая степень охвата детей кружковой работой
  • Деятельность  профильных классов
  • Необходимость реконструкции и капитально/td го ремонта зданий образовательных учреждений района.
  • Ненормативная наполняемость классов в сельских общеобразовательных учреждениях.
  • Кадровые проблемы в образовательных учреждениях всех типов
2.8. Культура, физкультура и спорт
  • Высокий уровень культурно-досуговой и спортивно-массовой работы в районе.
  • Сохранение и развитие национальных традиций территорий.
  • Недостаточное развитие материально-технической базы спортивных сооружений и  учреждений культуры.
  • Недостаточное количество специалистов для проведения спортивной работы в районе.
  • Недостаточное количество обустроенных мест отдыха граждан.
  • Низкая доля населения, регулярно занимающегося физкультурой и спортом.
2.9. Информационные ресурсы
  • Активное использование предприятиями муниципального образования новых информационных и коммуникационных технологий.
  • Наличие районной газеты
  • Наличие сайта администрации муниципального образования.
  • Улучшение качества предоставляемых услуг.
2.10. Потребительский рынок
  • Рост оборота розничной торговли.
  • Рост числе магазинов

 

  • Недостаток предприятий общественного питания и бытового обслуживания.
  • Недостаток квалифицированных кадров.

 

2.11. Защита жизни и имущества граждан
  • Интенсификация оперативно-профилактической  работы.
  • Низкий уровень преступности
  • Рост уровня преступности несовершеннолетних.
  • Недостаточная материально-техническая база органов внутренних дел.
  • Отсутствие социальных гарантий для членов добровольных народных дружин.
2.12. Состояние окружающей среды
  • Благоприятная экологическая обстановка
  • Необходимость реконструкции очистных сооружений.
  • Отсутствие централизованного сбора мусора  в сельских поселениях
2.13. Общественно-политическая жизнь
  • В районе действуют отделения 3 политических партий

 

  • Низкий уровень политической активности населения, в особенности молодежи.
  • Низкая инициатива и слабое участие жителей в планировании и управлении в муниципальном образовании.
  • Недостаточное привлечение жителей района к участию в мероприятиях, проводимых администрацией района.
2.14. Молодежная политика
  • Наличие специалиста по делам молодежи в администрации района
  • Реализация молодежной политики органами местного самоуправления.
  • Недостаточно развитый досуг для молодежи.
  • Трудности при трудоустройстве молодежи и в решении жилищных проблем.
  • Низкие темпы развития материально-технической базы муниципальных спортивных и досуговых учреждений.
2.15. Пассажирский транспорт
  • Автомобильное транспортное сообщение с областным центром.
  • Наличие внутрирайонных автобусных маршрутов.

 

  • Высокий уровень износа пассажирского транспорта.

 

2.16. Финансово-кредитная сфера, страхование
  • Наличие отделения Сбербанка в с.Поддорье.
  • Наличие представительств трех страховых компаний

 

  • Недостаточно высокий уровень развития банковских услуг.

 

3. Экономический потенциал

3.1. Промышленность .
  • Наличие участков лесного фонда для заготовки леса и глубокой переработки древесины
  • Наличие инвестиционных площадок на территории района для размещения новых производств.
  • Монопрофильность

промышленности района

  •  Неполное

использование возможностей существующих основных производственных фондов.

  • Отсутствие на

территории муниципального образования предприятия, перерабатывающих мясную  продукцию3.2. Сельское хозяйство

  • Наличие невостребованных земельных ресурсов.
  • Наличие на территории района крестьянских хозяйств
  • Участие в областных и федеральных программах поддержки сельхозпредприятий.

 

  • Необходимость проведения строительства новых животноводческих  ферм
  • Мелкоконтурность угодий, их местами сильная заболоченность и переувлажненность
    • Неэффективное

использование земли собственниками

  • Диспаритет цен между

сельскохозяйственной продукцией и товарами и услугами для сельхозтоваропроизводителей.

  •  Рост тарифов на электроэнергию.
  • Устаревшая материально-техническая база

3.3. Предпринима-тельская деятельность

  • Разработана программа  поддержки малого и среднего предпринимательства.

 

  • Отсутствие центра поддержки малого бизнеса.
    • Недостаток собственных

ресурсов для развития малого предпринимательства.

  • Развитие малого бизнес

в основном в сфере торговли.

3.4.Развитие туризма

  • Наличие на территории района ресурсов для развития туризма
  • Отсутствие разработанных туристических маршрутов
  • Отсутствие инфраструктуры

 

4. Кадровый потенциал

4.1. Занятость населения

  • Наличие потенциально свободной рабочей силы.
  • Реализация на территории района программы самозанятости населения
  • Дефицит квалифицированных кадров современных рабочих профессий.
  • Низкая заработная плата вакантных профессий.
  • Маятниковая миграция экономически активного населения.

4.2. Система управления муниципального образования

  • Организационная структура, в основном, соответствует задачам и полномочиям, определенным законодательством и Уставом муниципального образования.

 

5. Бюджетный потенциал

  • Рост  налога на доходы физических лиц
  • Рост налоговых поступлении от малого бизнеса
  • Низкая эффективность использования муниципальной собственности.
  • Низкая доля собственных доходов в бюджете.
  • Зависимость бюджета муниципального образования «Поддорский муниципальный район» от финансовой помощи региона.

6. Инвестиционный потенциал

 

  • Наличие земельных ресурсов и свободных площадок для сельскохозяйственного, промышленного и иного использования.
  • Наличие транспортной и инженерной инфраструктуры, способствующей развитию промышленности и предпринимательства.

 

  • Недостаточная работа администрации по повышению уровня инвестиционной привлекательности района.
  • Отсутствие четкого правового поля для инвесторов.
  • Отсутствие PR-компании по созданию инвестиционно-привлекательного имиджа муниципального образования.

 

 

3.2.2. Возможности и угрозы

На следующем этапе SWOT- анализа определены возможности социально-экономического развития муниципального образования «Поддорский муниципальный район», а также угрозы, которые могут препятствовать дальнейшему развитию.

Таблица 38

Примерный перечень возможностей и угроз

муниципального образования «Поддорский муниципальный район»

 

Возможности

Угрозы

Экономические

— повышение роли муниципального образования в социально-экономическом развитии области;

— привлечение инвестиций в расширение, техническое перевооружение существующих производств, создание новых производств, новых видов продукции;

— увеличение объемов промышленного производства за счет развития лесопереработки, переработки  сельхозпродукции, переработки молока;

— увеличение объемов сельскохозяйственного производства;

— развитие малого бизнеса в сферах, не занятых средним и крупным бизнесом;

— расширение сферы сбыта и повышение качества производимой продукции;

— развитие транспортной инфраструктуры;

— сотрудничество органов местного самоуправления и бизнес-сообщества в целях развития экономики;

— увеличение доли собственных доходов бюджета, минимизация доли безвозмездных и безвозвратных перечислений в общих доходах бюджета;

— достижение максимально возможного уровня занятости населения, эффективного использования трудовых ресурсов, минимизация уровня безработицы, увеличение доли занятых в малом бизнесе;

— осуществление эффективного управление муниципального образования, наличие квалифицированных управленческих кадров в органах местного самоуправления- истощение природных ресурсов в результате неэффективного и нерационального их использования;

— нестабильность федерального и регионального законодательства;

— отсутствие притока инвестиций в экономику;

— снижение темпов развития промышленности;

— неэффективное сельскохозяйственное производство;

— недостаточная поддержка сельхозтоваропроизводителей со стороны государства и органов местного самоуправления;

— недобросовестная конкуренция;

— моноотраслевая экономика;

— неразвитость малого бизнеса вследствие отсутствия поддержки со стороны государства и органов местного самоуправления;

— сокращение собственных доходов бюджета, неэффективное расходование бюджета, увеличение дефицита;

— рост уровня безработицы населения, нехватка квалифицированных кадров, в особенности в сельской местности;

— осуществление управления муниципальным образованием без учета интересов населения

 

Социальные

— стабилизация и улучшение демографической ситуации (увеличение численности населения, рост рождаемости, снижение смертности, в том числе детской, миграционный прирост населения за счет притока экономически активного населения, рост продолжительности жизни);

 

— значительный рост покупательной способности и заработной платы во всех социально-экономических сферах;

— высокий уровень развития сферы услуг, высокое качество услуг;

— завершение реформирования ЖКХ, достижение высокого качества жилишно-коммунальных услуг и благоустройства;

— формирование современной эффективной системы здравоохранения, развитие спорта, укрепление здоровья населения, снижение заболеваемости населения;

— формирование современной эффективной системы образования, повышения уровня образованности населения;

— повышение уровня культуры, организации досуга населения;

— укрепление правопорядка;

— благоприятная экологическая обстановка;

— здоровое, образованное, культурное, занятое трудовой деятельностью молодое поколение- ухудшение демографической ситуации (снижение уровня рождаемости, повышение уровня смертности, «вымирание» села, «старение» населения, значительный отток активной части населения);

— снижение уровня доходов населения, обнищание населения;

— увеличение степени износа инженерных сетей, неплатежи за жилищно-коммунальные услуги;

— снижение качества услуг здравоохранения, ухудшение здоровья населения;

— снижение уровня образованности и культуры населения;

— неразвитость торгового и бытового обслуживания на селе;

— рост преступности;

— экологический кризис;

— низкий уровень политической активности населения, утрата органами местного самоуправления доверия населения.

 

 

 

 

 

 

 

4. Миссия, стратегическая цель и основные стратегические направления развития  муниципального района.

На основе проведённого анализа социально-экономического развития и проблемной диагностики  Поддорского муниципального района была сформулирована стратегическая цель социально-экономического развития и миссия района.

Миссия состоит в создании условий для достижения нового качества экономического развития и развития человеческого потенциала. Эта миссия будет реализована через комплекс действий, направленных на достижение поставленных целей.

Главная цель развития любой территории состоит в обеспечении достойного уровня жизни местного населения через обеспечение его социальными услугами.  Обеспечение населения качественными социальными услугами возможно только на основе динамично развивающейся экономики. Это является необходимым условием выполнения Администрацией муниципального района своих функций и обязательств  перед гражданами. Вместе с тем, для повышения качества социальных услуг необходимо также улучшение деятельности  органов местного самоуправления.

Таким образом, основной стратегической целью долгосрочного развития Поддорского муниципального района является повышение уровня и качества жизни населения на основе эффективного использования человеческого потенциала, обеспечивающих устойчивое развитие и конкурентоспособность района, увеличение продолжительности жизни населения.

В понятие  качества жизни включается наличие хорошей работы и достойной зарплаты, качественные услуги здравоохранения, образования,  общественная безопасность, стабильность, культурные и досуговые возможности, качество окружающей среды.

Промышленность.

Приоритетные направления:

— переработка древесины

— переработка сельскохозяйственной продукции

— производство масла и спредов

— переплавка меди

По территории Поддорского района проходит магистральный нефтепровод, планируется строительство нефтеперекачивающей станции (НПС-6).

Агропромышленный комплекс

Основные задачи:

 — эффективное использование и воспроизводство земельных ресурсов;

Приоритетные направления

— развитие мясо-молочного животноводства;

-развитие растениеводства  как основы для  производства кормов для животноводства;

Малое и среднее предпринимательство

Основные задачи:

-создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства: широкое информирование населения о мерах государственной поддержки направленных на развитие малого предпринимательства;

— создание новых рабочих мест;

Приоритетные направления:

— развитие малого и среднего предпринимательства;

— создание новых малых предприятий в сфере бытовых услуг, производства, заготовки и переработки сельскохозяйственной продукции, увеличение занятости работников в данном секторе экономики.

Туризм

Основная задача:

 использование культурных и природных ресурсов  района,

Приоритетные направления:

— формирование в районе инфраструктуры обслуживания туристов

-разработка туристических маршрутов;

— развитие прибрежного отдыха с возможностями купания и рыбной ловли.

 

Потребительский рынок

Основные задачи:

— обеспечение стабильного функционирования потребительского рынка;

— повышение уровня конкуренции на потребительском рынке;

— обеспечение качества и безопасности товаров и услуг, реализуемых на потребительском рынке.

Приоритетные направления:

— повышение качества и безопасности продовольственных товаров;

— координация развития розничной торговой сети, общественного питания и бытового обслуживания.

 

Бюджет района

Основные задачи:

— совершенствование бюджетного процесса;

— повышение эффективности использования  муниципальной собственности района;

— повышение эффективности управления бюджетными расходами;

— совершенствование  системы межбюджетных отношений;

— увеличение собственных доходов;

— обеспечение высокой бюджетной дисциплины.

— увеличение налогооблагаемой базы.

Приоритетные направления:

— повышение эффективности использования бюджетных средств, обеспечение социальной ориентации бюджета муниципального района, обеспечение прозрачности и стабильных правил осуществления экономической деятельности в установленном законодательством порядке.

 

Демографическая политика

Основные задачи:

— снижение преждевременной смертности населения в трудоспособном возрасте;

— улучшение состояния здоровья населения района;

— увеличение средней продолжительности жизни населения;

— реализация мер, направленных на повышение уровня рождаемости.

Приоритетные направления:

— снижение уровня смертности, увеличение рождаемости;

— увеличение продолжительности жизни населения района;

— улучшение состояния здорового населения в трудоспособном возрасте.

 

 Труд и занятость

Основные задачи:

— создание условий для повышения эффективной занятости населения Поддорского муниципального района;

Приоритетные направления:

— развитие кадрового потенциала;

— осуществление мероприятий по стимулированию экономической активности незанятых граждан, в том числе испытывающих трудности в поиске работы, организация на территории района общественных работ;

— содействие самостоятельной занятости безработных граждан.

Транспортная инфраструктура

Основные задачи:

—  повышение качества дорожных работ.

Приоритетные направления:

Общая протяженность автомобильных дорог 264,57 км., в том числе: муниципального района 170,3 км., поселений 94,27 км.

На 2013 год субсидия для ремонта автомобильных дорог составляет 2303,0 тыс. руб.

Ежегодное увеличение финансирования мероприятий по ремонту, реконструкции, строительству и содержанию автомобильных дорог в результате создания дорожного фонда и целевого использования финансовых средств.

Экологическая политика

 

Основные задачи:

— обеспечение экологической безопасности населения и территории района;

— экологическое воспитание и образования населения.

Приоритетные направления:

— Организация сбора и вывоза ТБО с территории  сельских поселений.

Формирование новых производств позволит обеспечить занятость муниципального населения, повысить уровень среднедушевых доходов населения.

Повышению качества жизни муниципального населения будет способствовать реализация мер направленных на развитие жилищного строительства и реконструкцию коммунальной инфраструктуры.

 

 

5.  Ожидаемые результаты реализации Стратегии

Оценка ожидаемых результатов реализации Стратегии осуществляется по следующим критериям:

— коммерческая эффективность, определяемая величиной дополнительной прибыли, получаемой инвесторами проектов и мероприятий, реализуемых в рамках комплексных программ и не программных мероприятий;

—   бюджетная эффективность, которая характеризуется приростом суммарной величины налоговых поступлений в бюджеты всех уровней от реализуемых мероприятий;

—   социальная эффективность, определяемая приростом доходов населения в результате реализуемых мероприятий.

Выводы эффективности Стратегии в целом (при условии финансирования мероприятий из всех предусмотренных источников) определены следующим образом:

1. Обеспечение динамичного и устойчивого экономического роста на основе максимального использования имеющегося производственного потенциала.

2.    Наращение производственных перерабатывающих мощностей, формирование самодостаточного аграрного кластера.

3.   Создание современного и конкурентоспособного на внутреннем и внешнем рынках производства.

4. Повышение доходов населения, сокращение числа граждан с доходами ниже прожиточного минимума, повышение качества жизни на территории.

Это позволит достигнуть устойчивого развития экономики района, которое в 2030 году обеспечит сбалансированное решение проблем социально-экономического развития и сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала, удовлетворение потребностей настоящего и будущих поколений людей.

 

  1. 6.     Механизм реализации Стратегии

 

Важнейшим условием эффективности Стратегии развития Поддорского района является выработка механизмов её реализации.

Необходимо решить следующие задачи по реализации Стратегии:

—    Создание системы стратегического управления развитием и структуры, способной успешно выполнять стратегию.

—    Пересмотр бюджета для того, чтобы направлять достаточно ресурсов в те виды деятельности, которые определяют стратегический успех.

—    Формирование местной идентичности, единого видения, создание культуры местного сообщества, поддерживающей стратегию.

Реализация стратегии Поддорского муниципального района будет происходить через:

  1. Концентрацию ресурсов на стратегически важных направлениях деятельности.
  2. Создание системы управления поселением на основе эффективного взаимодействия органов власти, бизнеса и общественности.
  3. Достижение стратегических ориентиров на основе поставленных целей.

Обновление и корректировка Стратегии производится:

— при выявлении новых, необходимых к реализации мероприятий;

— при появлении новых инвестиционных проектов, особо значимых для территории;

— при наступлении событий, выявляющих новые приоритеты в развитии района, а также вызывающих потерю своей значимости отдельных мероприятий.

В  районе утверждены и действуют следующие Программы:

«Комплексные меры по оздоровлению от лейкоза    крупного рогатого скота в Поддорском  муниципальном районе   на 2008-2012 годы»;
«Развитие агропромышленного комплекса Поддорского  района на 2008-2012 годы»;

«Развитие агропромышленного комплекса Поддорского района на 2008-2012 годы»;«Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Поддорского муниципального района на 2009-2012 годы»;«Повышение безопасности дорожного движения на территории Поддорского муниципального района на 2009-2012 годы»;«Комплексные меры противодействия наркомании, токсикомании, алкоголизму и табакокурению в Поддорском муниципальном районе на 2010-2012 годы»;«Реформирование и развитие муниципальной службы в Поддорском муниципальном районе»;«Патриотическое воспитание населения Поддорского муниципального района на 2010-2012 годы»;«Развитие туризма и туристской деятельности в Поддорском муниципальном районе на 2011-2013 годы»;«Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Поддорском муниципальном районе на 2011-2013 годы»;«Культура Поддорского муниципального района (2011-2013 годы)»;«Профилактика правонарушений в Поддорском муниципальном районе на 2011-2013 годы»;«Развитие физической культуры и спорта в Поддорском муниципальном районе на 2011-2013 годы»;«Развитие образования Поддорского муниципального района на 2011-2015 годы»;«Развитие здравоохранения Поддорского муниципального района на 2011-2012 годы»;«Развитие земельных отношений в Поддорском муниципальном районе на 2011-2013 годы»;«Развитие торговли в Поддорском муниципальном районе на 2011-2013 годы»;«Молодежь Поддорского муниципального района на 2011-2015 годы»;«Программа комплексного развития коммунальной инфраструктуры Поддорского муниципального района на 2011-2015 годы»;«Энергосбережение в Поддорском муниципальном районе на 2010-2014 годы»;«Повышение эффективности бюджетных расходов Поддорского муниципального района на 2011-2012 годы»;«Доступная среда» на 2011-2015 годы;«Профилактика терроризма в Поддорском муниципальном районе на 2011-2012 годы»;«Развитие информационного общества и формирование электронного правительства в Поддорском муниципальном районе на 2011-2013 годы»;«Оказание помощи молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации на 2012-2014 годы»;Программа «Одаренные дети» на 2012-2015 годы;«Оптимизация и повышение качества представления государственных и муниципальных услуг в Поддорском муниципальном районе, в том числе на базе многофункционального центра (2011-2013 годы)»;«Профилактика терроризма и экстремизма в Поддорском муниципальном районе на 2011-2012 годы».

 

  1. 7.     Мониторинг Стратегии

В целях оперативного отслеживания и контроля хода осуществления Стратегии, поддержания актуальности Стратегии, принятия решений о необходимости корректировки, а также оценки влияния результатов реализации Стратегии на уровень социально-экономического развития района в рамках выделенных приоритетов проводится мониторинг по основным целевым показателям социально-экономического развития территории.

Показатели  результативности реализации Стратегии социально-экономического развития  Поддорского муниципального района года.

п/п

Показатель

Единица

измерения

Годы

2009

2012

2020

2030

1 Доля собственных доходов в доходной базе бюджета

%

20,3

26,2

30,0

50,0

2 Ввод нового жилья

кв.м

360

1000

1010

1020

3 Продолжительность жизни

лет

66

68

70

75

4 Среднедушевые денежные доходы населения

руб.

6718

8090

11326

28500

5 Среднемесячная заработная плата

руб.

12399,2

15500

24702

44238

6 Занято в экономике района

чел.

1223

1240

1380

2500

7 Количество малых предприятий

ед.

14

22

33

49

8 Количество индивидуальных предпринимателей

ед.

37

51

66

78

 

Заключение

Стратегия социально-экономического развития  Поддорского муниципального района до 2030 года в течение всего периода реализации будет подвергаться корректировке в соответствии с экономической политикой, программами социально-экономического развития Поддорского муниципального района,  бюджетной политикой, с районными целевыми программами и прочими инструментами целевого финансирования за счет средств федерального бюджета.

Стратегия развития Поддорского муниципального района на длительный период времени ориентирована на формирование эффективной структуры экономики и социальной сферы, направленной на повышение уровня жизни людей и развитие производственного и трудового потенциала.

 

 

 

p align=»center»

nbsp; /b

pbp align=»center»