О контрольной закупке Управление Роспотребнадзора по Новгородской области информирует

Согласно новой статье 16.1 «Контрольная закупка» Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2018 №294-ФЗ органы государственного контроля (надзора) имеют право проводить в пределах своих полномочий контрольные закупки.

Контрольная закупка представляет собой мероприятие по контролю, в ходе которого органом государственного контроля осуществляются действия по созданию ситуации для совершения сделки в целях проверки соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований при продаже товаров, выполнении работ, оказания услуг потребителям.

Проведение контрольной закупки допускается исключительно в случаях, установленных федеральными законами, регулирующими организацию и осуществление отдельных видов государственного контроля (надзора), и по основаниям, предусмотренным для проведения внеплановых выездных проверок (п.2 ч.2 ст.10 Федерального закона №294 ФЗ).

При этом должны быть соблюдены условия, установленные указанным Законом: обращения и заявления, направленные заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации; обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, указанных в пункте 2 части 2 настоящей статьи, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки. В случае обращения потребителей, права которых нарушены, внеплановая проверка может быть проведена при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены.

Контрольная закупка, как плановые и внеплановые проверки, регулируется ст. 20 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ и является одной из форм государственного контроля. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2018 г. № 1398 утверждены «Правила организации и проведения контрольной закупки при осуществлении отдельных видов госдарственного контроля (надзора)» (вступило в силу с 1 декабря 2018 года). Данные правила определяют требования к проведению мероприятия по контролю, в ходе которого Роспотребнадзором будут осуществляться действия по созданию ситуации для совершения сделки в целях проверки соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг.

Постановлением Правительства Российской Федерации также определено, что контрольная закупка проводится теми же способами, которые применяются потребителями при приобретении товаров (работ, услуг) и совершении соответствующих сделок с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими продажу товаров (работ и услуг), в том числе при совершении покупок через «Интернет» (дистанционная контрольная закупка).

Проверить могут любое предприятие, которое продает какие-либо товары или услуги, вне зависимости от вида деятельности и доходов. Поводом для контрольной закупки может стать жалоба покупателя. Контрольная закупка, в отличие от других проверок, всегда проводится без предупреждения.

По результатам контрольной закупки Роспотребнадзором может быть организована и проведена внеплановая проверка, в случае выявления нарушений обязательных требований будут приняты меры по привлечению виновных лиц к административной ответственности.

Так, положениями о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре и о федеральном государственном надзоре в области защиты прав потребителей, утвержденными постановлениями Правительства Российской Федерации от 5 июня 2013 года № 476 и от 2 мая 2012 года № 412, которые приняты в развитие Федерального закона от 18 апреля 2018 года № 81-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», соответствующими полномочиями наделены должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Контрольная закупка продукции и товаров (работ, услуг) при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и надзора в области защиты прав потребителей, теперь может быть проведена Роспотребнадзором незамедлительно с одновременным извещением органа прокуратуры, без уведомления юридического лица и индивидуального предпринимателя о проведении контрольной закупки.

В случае выявления нарушений обязательных требований информация о контрольной закупке должна быть предоставлена представителю юридического лица, индивидуального предпринимателя незамедлительно после ее завершения.

К проведению контрольной закупки эксперты или экспертные организации не привлекаются. В случае же направления товаров, приобретенных в ходе контрольной закупки, для проведения исследований (испытаний) в акте о проведении контрольной закупки делается соответствующая запись с описью этих товаров.

При этом перевозка (транспортирование) и хранение приобретенных для последующих исследований (испытаний) товаров должна осуществляться в соответствии с установленными требованиями к перевозке (транспортированию) и хранению продукции.

В случае выявления по результатам исследований (испытаний) факта нарушения обязательных требований, предъявляемых к продукции,

приобретенной в рамках процедур контрольной закупки, данное обстоятельство должно рассматриваться как самостоятельное основание для организации и проведения проверки.

Контрольная закупка проводится в том случае, если по-другому выявить нарушения невозможно. В иных случаях проводится внеплановая проверка. Контрольная закупка предполагает, что проверяющий действует так же, как обычный потребитель товаров и услуг или тот, кто совершает сделку с ИП или юридическим лицом.

Примеры нарушений, которые можно выявить при контрольной закупке: вес товара не соответствует заявленному, покупателю не выдается чек или сдача, лекарственные препараты и алкоголь продают тем, кому их нельзя продавать, например, без рецепта, образовательные услуги предоставляют без лицензии и др.

При этом личный контакт между проверяющим и предпринимателем или его сотрудниками необязателен, проверяющий может связаться с компанией по почте, телефону или в мессенджере.

На контрольную закупку не распространяется запрет проверок индивидуальных предпринимателей и юридических лиц до 2020 года и непроведение проверок предпринимателей, которые зарегистрировали компанию менее трех лет назад.

По результатам проведения контрольной закупки денежные средства возвращаются органу государственного контроля (надзора) путем: незамедлительного возвращения наличных денежных средств должностному лицу органа государственного контроля (надзора), которое проводило контрольную закупку либо незамедлительного принятия работниками (представителями) юридического лица, индивидуальным предпринимателем или его работниками (представителями) необходимых действий по возврату денежных средств, перечисленных в ходе контрольной закупки путем безналичных расчетов, на счет, с которого производилась оплата товара (работы, услуги) при контрольной закупке.

За подробными консультациями по вопросам проведения контрольной закупки можно обращаться в Общественную приемную Управления Роспотребнадзора по Новгородской области по телефонам: (8-8162) 971-106, 971-117; в Центр информирования и консультирования ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Новгородской области» по телефонам (8-8162) 77-20-38; 73-06-77; в Единый консультационный центр Роспотребнадзора по телефону 8-800-555-49-43 (звонок бесплатный)

Опубликовано